В мае первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по вопросцам вкладывательной, территориальной и промышленной политики был назначен Николай Брусникин, а к концу июля в краевом правительстве определились, какими будут возможности новейшего зампреда. О том, как он сам лицезреет компанию системы по вербованию в край инвестиций, Николай Брусникин поведал специально для «Коммерсанта».
- На ваш взор, какое препятствие на пути инвестиций в экономику Хабаровского края самое важное?
- Я считаю, одну из самых суровых заморочек для системного вербования инвестиций в крае представляло слабенькое функционирование земельно-имущественного блока. Любые инвестиции, тем паче миллиардные, основываются на земле и материальных активах. И с сиим, разумеется, надлежащие подразделения краевого правительства работали слабо. Доп остроту дилемме придавала некорректно выстроенная исходя из убеждений ценностей работа с землей городских властей. Примеры на слуху: где-то имели место перевод земель из категории в категорию, их скупка и следующая сокрытая приватизация. А отсюда - к примеру, трудности, с которыми столкнулись при проектировании объездной дороги вокруг Хабаровска.
- И что с сиим можно сделать на уровне края?
- К огорчению, земельное законодательство, с одной стороны, верно распределяет возможности уровней власти в отношении землепользования, но с иной - не сформировывает центра принятий решения по земляным вопросцам. А для инвесторов наличие такового центра для решения всего и вся - очень принципиально. И даже ежели будет один центр по земле, иной - по стимулам и льготам, 3-ий - по идеологии промышленной политики, это все удлиняет, усложняет, запутывает. А бизнес исходя из убеждений инвестиций идет не туда, где все отлично, а туда, где все очень просто.
- Но ежели разрешить препядствия с землей, что остается?
- Заморочек много. Одна из их - это стиль Хабаровского края. При этом не в плане того, что этот стиль нехороший. Он специфичный, сформированный прежней политикой и имеющимся потенциалом, но он недооформлен. И вопросец даже не в том, что край далековато: инвестора сейчас расстоянием не испугать. Вопросец в том, что остальные субъекты ранее, чем Хабаровский край, начали думать о придании для себя в публичном сознании каких-либо привлекательных черт. Не факт, кстати, что они имеют место быть по сути. Но некоторые легенды в отношении дальневосточных регионов уже сформированы.
- К примеру?
- Скажем, Камчатка - «рыбный край». Но почему-либо не Хабаровский край «рыбный», хотя мы в этом году побили рекорд по добыче лососевых. Сахалин - «нефть и газ». Приморье - ну там вообщем все здорово, и губернатор из столицы. А что такое Хабаровский край? Самолеты? Икра, медведи?
- Быть может, Амур?
- На мой взор, Хабаровск не ассоциируется с Амуром, хотя это одна из величайших рек страны и мира. Вот Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань - это однозначно Волга. И Амур также может стать брендом. Это означает, необходимо как минимум развивать аква туризм. Как максимум - серьезно заняться тем, чтоб Хабаровск и Амур были соединены в публичном сознании. Даже задачи Амура, качество воды в каком, как понятно опосля событий 2005 года, чрезвычайно сильно зависит от состояния индустрии в Китае, можно перевоплотить в плюсы. Смогли же умные головы Ульяновска, родины Ленина, заинтриговать страны «красного пояса», которые сейчас с наслаждением изучают там прошедшее строительства коммунизма. Так и в Хабаровске, пользуясь тем, что мы - город на Амуре, можно сделать центр восстановления биоразнообразия и сохранения баланса больших аква систем, Институт Амура. А где еще сиим заниматься?
«Путь один: сделать в крае центры развития технологий»
- Зато люди, приезжающие в Хабаровск, отмечают, что это комфортный город, европейский на вид.
- Да, а Комсомольск-на-Амуре - большой промышленный центр с мощной промышленностью. Но когда принимается решение о инвестициях, этого не много. Необходимо осознавать, а каково же тут вести бизнес.
- Ежели этого ответа нет даже у вас, что тогда мыслить инвестору?
- Каково тут бизнесу, мы осознаем. Общепризнано, что главным вкладывательным потенциалом владеют компании, попадающие под аспекты среднего бизнеса. Большие индустриальные комплексы в крае всем известны, их можно пересчитать по пальцам. Малого бизнеса, занятого в основном в сфере услуг, по нашим оценкам, в регионе около 14 тыщ юрлиц и 35 тыщ личных бизнесменов. А вот среднего - лишь 140. При всем этом, например, в Самарской области компаний среднего уровня - на порядок больше. И это не поэтому, что область больше, хотя и там тоже серьезно развита индустрия. А поэтому, видимо, что у нас среднему бизнесу некомфортно.
- Как тогда зазвать инвестора? Придумать броский знак региона, напечатать миллионы открыток и распространить по всей стране?
- Вопросец неплохой. Мне кажется, путь у нас один: сделать в крае центры развития технологий в обычных для Хабаровского края отраслях. Это авиастроение, судостроение, металлургия. В нефтепереработке мы коллег из остальных регионов, наверняка, не побьем, как и во почти всех остальных сферах - так сложилось исторически. Необходимо находить и новейшие сегменты и отрасли развития, но в чем они, пока вопросец: в лесопереработке, золотодобыче, в освоении и воспроизводстве аква биоресурсов? Но уже есть отрасли, где мы обычно сильны. Они могут и должны стать заказчиками инноваций, которые потянут за собой и инвестиции. Не тайна, что за средства на данный момент можно приобрести любые новейшие технологии. Но мы должны тут сформировать среду, которая эти самые технологии бы рождала для предстоящего воспроизводства.
Не факт, что в Москве думается лучше: «шарашки», создававшие новейшие технологии в Русском Союзе, работали где угодно. И в Хабаровском крае есть база для возникновения научно-внедренческих, инжиниринговых центров. Не «Силиконовых долин», естественно. Но, ежели желаете, «Инжиниринговых долин».
- Это то, что на данный момент принято именовать модными словами «индустриальный парк» и «технопарк»?
- Это место, где все, кто захотит создавать центры развития технологий, любые сверхтехнологичные бизнесы, сумеют получить преференции, льготы и вообщем в глобальном смысле поддержку от страны.
- А наука с таковым массивным заказом управится?
- Что-то уже есть: бизнес-инкубатор при Тихоокеанском госуниверситете, подобные структуры при Комсомольском техническом институте. Их правительство края также будет поддерживать, выводить на новейший уровень.
- Отлично, но сами наши большие промышленные компании к тому, что вокруг их покажется пояс обслуживающего их среднего бизнеса, готовы?
- Приближение науки к сверхтехнологичным производствам, таковым, как Комсомольский-на-Амуре авиазавод либо Амурский судостроительный завод, - это история не про КнААЗ и АСЗ. Это только площадки для стремительной апробации сделанного. Но в общем смысле все еще шире. Это возможность теоретиков и практиков взаимодействовать и передавать новейшие технологии для остальных компаний, работающих в данной для нас же сфере. Те же самолеты Су - это итог кооперации сотен компаний, сначала российских, а Sukhoi SuperJet - результат вообщем широкой интернациональной кооперации. Точно так же и мы в Хабаровском крае можем сделать центры, которые будут выводить новейшие технологии на российский и интернациональный рынок.
- И пробьемся?
- А почему бы нет - это будет сверхтехнологичный продукт.
- Будет нужно много лет, чтоб все это хотя бы запустить. А первоочередные задачки, как для вас видится, в чем?
- Необходимо быть прагматиками: 2015 год - это работа над созданием территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Хотя тут есть определенные опасности. ТОР могут сыграть с нами злую шуточку. Они, непременно, станут территориями опережающего развития, но на фоне что? Могут - на фоне стагнирующего окружения. Как некоторые мощнейшие магниты, они могут втянуть в себя и сконцентрировать и средства, и людей. Но это может не вовлечь в развитие всю остальную местность, не стать локомотивом для всей экономики субъекта.
- Но ежели таковых точек покажется не одна, а несколько, для региона это все равно движение вперед?
- Потому мы и говорим лишь о риске. О том, что работа над ТОР не обязана заслонить все другие направления. Так как на данный момент выходит, что регионы, создавая у себя местности опережающего развития, нарабатывают то, что позже уйдет под управление центра. А это может нарушить баланс производственного и территориального планирования.
- Но разве получится частью экономики одного региона управлять из самого региона, а частью - из Москвы?
- Потому мы и говорим, что для того, чтоб не появилось подобного дисбаланса, нам необходимо сформировывать аналоги ТОР регионального уровня. Уже на данный момент активизировать работу по созданию, к примеру, индустриальных парков. И употреблять то, что мы на данный момент, к огорчению, не используем: скажем, вкладывательный потенциал транспортных магистралей. Мне, исколесившему всю центральную Россию, удивительно, что на трассе Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре-Совгавань тормознуть поесть можно лишь в 2-3 местах. И это не из-за недочета транспортного потока либо людей, желающих через каждые 200-250 км останавливаться. В крае пока даже нет программы развития придорожной промышленности. Понятно, что это просит первичных вложений, сотворения площадок. Условно говоря, региональным ТОРом как раз и могут стать подобные площадки, обеспеченные инфраструктурой.
- Не мелковато?
- Понимаете, я много лет ездил меж Москвой и Самарой. И лицезрел, как поначалу там стояли какие-то шалаши с мангалами. Позже - какие-то вагончики. Позже - избушки. Позже они начинали обустраиваться, кто-то выживал, кто-то нет. Но сейчас это настоящие центры, где разворачивается активность всего близкорасположенного населения: там проходят деловые встречи, женитьбы, дни рождения. Все это зарастает зонами отдыха, бильярдами, точками для дальнобойщиков. И это не поэтому, что там люди богаче, чем тут.
- А почему тогда?
- Не могу пока осознать. Может, люд в Хабаровском крае суровее? Не привык каждые два-три часа пить чай либо кофе? Но при всем при всем этом мы не обустраиваем даже места реализации рыбы, икры, изделий местных мастеров. А люди стоят и на удочках продают свою копченую рыбу.
- Так это нелегальный рынок.
- Так давайте создадим его легальным! Обустроим площадки для торговли, для заправок, для ларьков. Да, это не млрд, хотя в итоге все может вырасти в млрд товарооборота. Когда мы думаем о развитии большой промышленности, с одной стороны это отлично. Но это палка о 2-ух концах. Малый и средний бизнес в большом производстве не лицезреет себя, и мы не осознаем, что за отчетами о самолетах и кораблях пропадает целый сектор вероятных инвестиций.
- Вы говорили о едином центре принятия решений для инвестора, о несчастном «одном окне». А что это? Точка, куда инвестор приходит с пакетом документов и получает решение, либо точка, куда он приходит совершенно без ничего и получает просто информацию?
- Без различия.
- «Одно окно» на уровне управляющих правительства - это вы?
- Мы «одно окно» по организации процесса. Губернатор должен принимать лишь миллиардеров. Сейчас из-за отсутствия одного «окна», из-за того, что нет структуры, которая бы упорядочивала весь процесс, появляются огромные трудности. Кто-то приходит с толстой пачкой документов - их и за час все не прочитаешь. А кто-то должен ему огласить: вот это выбросьте, а вот это переработайте, и мы для вас поможем. Кто-то пришел без ничего, но с восхитительной идеей. А кто-то - с плохонькой идеей, с плохонькими документами, но в процессе обсуждения все это можно сделать лучше. Итак вот, на следующий уровень принятия решения должны выходить не попросту инициативные люди либо друзья друзей, которых впору завели в нужные кабинеты. Обязана быть обычная разработка вкладывательного процесса. Скажем, к главе комитета по инвестициям и инноваторскому развитию должны придти, пройдя «три круга ада», но «ада» не бюрократии, а содержания и экономизации проекта. Ко мне - «четыре круга ада». А к губернатору - со словами не попросту «я неплохой, помогите мне», а уже с удачным прохождением определенных ступеней: первой, 2-ой, третьей. И тогда разговор уже становится наиболее предметным.
- Другими словами у губернатора инвестор возникает, чтоб заключить инвестиционное соглашение и пожать руки?
- Нет, непременно, губернатор обязан иметь право на корректировку, регулировку, изменение ценностей. И управляющего большой госкомпании мы ни в какое «одно окно», естественно, не загоним. Но отдельные вкладывательные проекты должны проходить через все ступени проработки.
- А инвесторы уже знают, что такое «одно окно» для их создается - это комитет по инвестициям, это подведомственное для вас агентство инвестиций и развития Хабаровского края?
- Ранее инвесторы шли в отраслевые министерства, к губернатору, к вкладывательному уполномоченному - куда угодно. И мы не исключаем, что куда инвестор обращался, туда он и будет обращаться. Наша 1-ая задачка - проинформировать эти контактные группы, что есть новейший отраслевой комитет, есть агентство. А вообщем необходимы калоритные, знаковые действия, мероприятия, которых в ближайшее время, к огорчению, не происходит.
- В планах что-то схожее уже есть?
- Естественно, при этом не одно. В Хабаровске должен пройти большой инноваторский форум. В Комсомольске-на-Амуре - пока всероссийская конференция по развитию промышленного туризма. А в Совгавани - интернациональная конференция «Порты России», которую хорошо бы сделать ежегодной.
- Сходу встает вопросец, связанный с состоянием инфраструктуры всего края, но маленьких городов в особенности: а где в Русской Гавани будут жить гости большой интернациональной конференции?
- Да, неувязка есть. Но жизнь-то там тоже есть. И 1-ый год, думаю, будет непросто. Но выходы найдем. Пригоним туда круизный лайнер либо жд спецвагоны. В конце концов, разместим участников мероприятия по личным квартирам. Будут жить там, чтоб понятно было: мощная гавань, а спецам не только лишь жить, да и временно поместиться проблематично. И гостиничный бизнес под эти мероприятия безизбежно начнет подстраиваться.
- А ведь это и к Комсомольску-на-Амуре, и к Хабаровску вопросец.
- Да, тут тоже маленьких гостиниц много, а больших объектов - нет. Но эту делему как раз и призвано решить развитие массивного выставочно-конгрессного узла близ хабаровского аэропорта.
- Получится ли это сделать быстро?
- Времени у нас и впрямь незначительно. Два-три года - и конфигурации должны уже «вылезать из земли». Так как и президентские, и губернаторские выборы не за горами. А то, что будет происходить в последнее время, а именно, принятие закона о ТОР - это начало формирования повестки президентских выборов. И по реализации этих пт оценку власти будет давать целая территория, пусть и малонаселенная, но политически принципиальная, также все мировое общество.