ВАШИНГТОН, 31 окт -, Алексей Богдановский. Промежные выборы пройдут в США 4 ноября, по их результатам администрация президента Барака Обамы может потерять контроль над сенатом конгресса и утратить политическую инициативу во почти всех вопросцах.
Сенат важнее иных
Во вторник избираются 435 депутатов палаты представителей конгресса, 36 сенаторов, 36 губернаторов, законодательные собрания 46 штатов. Выборы именуются промежными поэтому, что проводятся на середине еще одного президентского срока - главе страны Бараку Обаме осталось еще два года у власти.
Политика на уровне штатов нередко влияет на жизнь обычных американцев еще в большей степени, чем решения, которые принимаются в конгрессе и Белоснежном доме, но для наружной политики и реформ из всех выборов более важны выборы в конгресс. В палате представителей интриги нет: оппозиционные правящей Демократической партии республиканцы сохранят свое большая часть и, возможно, даже несколько преумножат его. Основная интрига - сенат, который должен обновиться наиболее чем на третья часть состава - 33 сенатора будут избраны на шестилетний срок, плюс должны быть заполнены еще три места в сенате, освободившиеся из-за ухода сенаторов на пенсию.
Обычно действующие сенаторы имеют огромное преимущество перед кандидатами, которые осмеливаются кинуть им вызов, но на промежных выборах партия, занимающая Белоснежный дом, практически постоянно теряет голоса. Популярность президента Обамы находится на рекордно низком уровне, и некие однопартийцы-демократы даже пробовали отмежеваться от президента в процессе предвыборной кампании.
На данный момент демократы контролируют в сенате 55 мест из 100, для большинства республиканцам необходимо получить 6 мест. При всем этом демократам нужно защитить свои позиции в 21 штате из 36, при этом в 7 из этих штатов на прошедших президентских выборах одолел кандидат-республиканец. По разным подсчетам, демократы наверное должны утратить два места - в Монтане и Дакоте, и рискуют утратить их еще в 9 штатах: Аляска, Арканзас, Айова, Западная Виргиния, Колорадо, Луизиана, Мичиган, Нью-Хэмпшир, Северная Каролина. У республиканцев настоящая опасность утратить места есть лишь в Кентукки и в Канзасе.
Тем более, точно предсказать победу республиканцев пока нельзя. Некие южноамериканские СМИ употребляют сложные системы прогнозирования, которые включают суммирование опросов публичного представления и статистический анализ по сложным методам. Так, знатный веб-сайт FiveThirtyEight, удачно предсказывавший финал выборов начиная с 2008 года, предсказывает, что шансы республиканцев забрать сенат составляют 69%. Но и в данной нам статистической модели демократы одолевают в 31% из 10-ов тыщ просчитанных вероятных сценариев.
Что будет, ежели демократы уступят сенат
Из-за системы сдержек и противовесов, заложенной в конституции США, конгресс и президент не могут действовать друг без друга по более принципиальным вопросцам. Демократическая и Республиканская партия в протяжении ряда лет показывают растущую неспособность договариваться вместе. Уже контроль над палатой представителей дает республиканцам возможность подвергать обструкции большая часть больших инициатив администрации Обамы, так что президент обязан проводить свою политику указами в тех областях, где ему не требуется согласие конгресса. Но утрата сената принудит администрацию Обамы расстаться и с оставшейся инициативой в конгрессе.
Ежели контроль в конгрессе разбит меж 2-мя партиями, палатам нередко приходится согласовывать различные варианты 1-го законопроекта, идти на взаимные уступки. В случае победы в сенате республиканцы сумеют преодолевать демократическую оппозицию, продвигать через конгресс выгодные им законопроекты, и президент должен будет или подписывать их в предложенном варианте, или накладывать вето. Усилится республиканская обструкция назначенцам на бессчетные должности, для которых требуется одобрение сената. Обаме придется почаще отзывать кандидатуры высших чиновников либо назначать тех, кого желают созидать на посту республиканцы.
В области внутренней политики президенту, возможно, придется попрощаться с принципиальным планом иммиграционной реформы, которая подразумевает легализацию миллионов незаконных мигрантов. Может быть, будут похоронены и остальные начинания администрации, такие как налоговая реформа либо увеличение малой заработной платы. Совместно с тем, республиканцам не получится аннулировать уже вступившую в силу реформу здравоохранения, с которой они неудачно боролись в протяжении ряда лет.
В неизменных экономных спорах с демократами контроль над сенатом республиканцам поможет не много. Для блокирования принятия бюджета довольно контролировать одну из 2-ух палат конгресса. Прошлой в осеннюю пору республиканцы устроили еще одно прекращение финансирования федерального правительства, которое привело к многодневному закрытию госучреждений. Но опасности дефолта по наружному долгу на демократов не подействовали, и обеим партиям пришлось договариваться по бюджету на фоне рекордного недовольства избирателей деятельностью конгресса.
Во наружной политике Обаме придется корректировать курс в случае победы республиканцев. Республиканцы еще критичнее, чем сегодняшний Белоснежный дом, подступают к способности договоренностей с Ираном по ядерной програмке Тегерана. Ежели США, Россия и остальные международные посредники договорятся с Ираном о снятии интернациональных санкций, Белоснежному дому придется идти «на поклон» в конгресс с просьбой отменить санкции.
В вопросцах вооруженного вмешательства за рубежом республиканцы и демократы часто соревнуются в том, кто является большим «ястребом». При всем этом партии нередко услужливо «пропускают» друг дружку вперед в случае, когда необходимо переложить на политического оппонента ответственность за неудачи. Так, когда администрация Обамы в 2013 году столкнулась с резкой оппозицией в обществе при подготовке военной операции против Сирии, президент попробовал обратиться в конгресс за разрешением на бомбежки, чтоб поделить с депутатами ответственность перед избирателями. При всем этом члены конгресса сами испугались оппозиции избирателей, и инициатива провалилась. Но когда в 2014 году исламисты провозгласили халифат на захваченных территориях Ирака и Сирии, Обама посчитал, что поддержка публичного представления довольно велика, и что он может начать новейшую военную операцию на Ближнем Востоке без одобрения конгресса.
Поменяется ли отношение к России?
Вашингтон и Москва едины во мировоззрении, что дела России и США резко усугубились в ближайшее время, и их улучшения в последнее время ждать не приходится. США не признали присоединение Крыма к России по результатам референдума в марте и обвинили Москву во вмешательстве в конфликт на Украине - Россия это обвинение категорически отрицает. В протяжении 2014 года США ввели против России ряд санкций, начиная с российских политиков и чиновников и заканчивая целыми отраслями российской экономики - оборонной, денежной, энергетической. США также активно добивались введения подобных санкций против России со стороны Евросоюза, который может повытрепываться существенно наиболее тесноватыми экономическими связями с Москвой и рискует утратить намного больше от собственных санкций и российских контрмер.
Обе партии в конгрессе в целом поддержали курс администрации. В конгрессе рассматривается целый ряд законопроектов и инициатив, предлагающих ужесточить санкции против России. Сенаторы Карл Левин и Джим Инхоф дают поставлять орудие правительству Украины для защиты от «российской агрессии». Но «застрельщиком» санкций пока что остается Белоснежный дом, который еще не обращался в конгресс за формальным разрешением на очередные меры против России. У большинства антироссийских законопроектов, которые ожидают собственного часа в конгрессе, есть спонсоры из обеих партий. Таковым образом, существенных разногласий меж Белоснежным домом и конгрессом относительно санкций нет, правящая партия и оппозиция едины в нехорошем отношении к России.
При всем этом риторика против России может ужесточиться, ежели республиканцы окажутся в большинстве в сенате и захочут обыграть собственный обычный стиль поборников государственной сохранности. Президент Обама задал «высокую планку» нападкам на Россию, назвав с трибуны ООН российскую политику одной из 3-х основных угроз миру вместе с лихорадкой Эбола и терроризмом и получив в ответ отповедь от МИД РФ, который именовал речь президента США «набором клише и пропагандистских лозунгов». Республиканцы-"ястребы" могут не захотеть отставать от президента, и контроль над повесткой дня в сенате им в этом поможет. Не считая того, Россия может стать комфортным «пугалом» для военно-промышленного лобби в борьбе против значимого сокращения расходов на армию опосля сворачивания войн в Ираке и Афганистане.
При всем этом США не отрешаются от сотрудничества с Россией вполне, и в неких внешнеполитических вопросцах Белоснежному дому феноминальным образом легче сотрудничать с Россией, чем с конгрессом. К примеру, в патовой ситуации меж Белоснежным домом и конгрессом относительно готовившихся ударов по Сирии в осеннюю пору 2013 года конкретно российская инициатива посодействовала президенту Обаме спасти репутацию и отрешиться от военной операции в обмен на ликвидирование сирийского хим орудия. Также Россия и США удачно сотрудничают в переговорах с Ираном, в то время как отмена санкций конгресса против Тегерана может оказаться для Белоснежного дома сложной задачей.