Минкомсвязь выступает за возвращение рекламы алкогольной и табачной продукции в прессе, заявил вчера заместитель главы министерства Алексей Волин на конгрессе Государственной ассоциации телерадиовещателей. По его словам, это соединено с пессимистичными прогнозами ситуации на рынке в 2015 году. «Нужно пошевелить мозгами в отношении предстоящей либерализации ситуации на маркетинговом рынке. Определенные положительные конфигурации происходят, вернули мед сервисы. Огласить с данной для нас трибуны про то, что пора возвращать табак и алкоголь в телек,- это, наверняка, будет громко сказано, но в печатные СМИ мы точно считаем, что необходимо возвращать табак и алкоголь»,- цитирует чиновника ТАСС. Он предложил представителям промышленности «выработать консенсусную позицию», после этого внести конфигурации в закон «О рекламе». По мнению государя Волина, сначала речь может идти о снятии запрета на рекламу российских алкогольных брендов и вин.
Полные запреты на рекламу алкогольной и табачной продукции в прессе вступили в силу в зимнюю пору и в осеннюю пору 2013 года соответственно. Ограничения сказались на доходах СМИ. Так, Ассоциация распространителей печатной прессы ранее оценивала возможный эффект для издателей от снятия запретов на рекламу алкоголя и табака в 2 миллиардов руб. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за три квартала 2014 года доходы прессы от рекламы свалились на 10% к уровню 2013-го - до 23,8-24 миллиардов руб. Падение на 10% сохранится и по итогам всего 2014 года, предсказывало в сентябре агентство ZenithOptimedia. Таковым образом, размер рекламы в газетах и журнальчиках может составить 33,3 миллиардов руб. Согласно тому же прогнозу, весь размер маркетингового рынка в России по итогам года сократится на 1,2%, до 323,9 миллиардов руб.
С августа уже снят запрет рекламы пива в печатных СМИ и в спортивных трансляциях - до 2018 года. Эта мера пока не привела к всплеску энтузиазма рекламодателей. Как докладывал «Ъ», размер рекламы пива в федеральной прессе в августе-сентябре составил всего 15 млн руб. Ко второму чтению в Госдуме готовится поправка, разрешающая рекламу вин с защищенным географическим наименованием, но неясно, будут ли в ее конечной версии фигурировать лишь российские вина.
«Не думаю, что разрешить рекламу всего алкоголя верно. Вино, пиво, остальные продукты брожения - да, но не водку»,- считает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. В Союзе производителей алкогольной продукции (СПАП; объединяет больших российских производителей водки Roust, «Синергия», Алкогольная сибирская группа) инициативе Минкомсвязи рады. «Мы с самого начала считали это ограничение лишним: бессчетные исследования демонстрировали, что печатная реклама алкогольной продукции не ведет к повышению спроса на нее. Она влияет только на переход потребителя от 1-го бренда к другому»,- говорит председатель правления СПАП Дмитрий Добров. «Безусловно, реклама табачной продукции обязана быть ограничена. Но, на наш взор, законодательные ограничения должны оставлять возможность донесения инфы о продукции до совершеннолетних потребителей»,- добавила представитель «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (бренды Marlboro, Parliament и др.) Ира Жукова.
Елизавета Макарова, Олег Трутнев