Но и те и остальные боятся работать в странах, тонкости ведения дел и традиции которых для их чужды.
Опаски бизнесменов нередко соединены с недочетом инфы, что делает подходящие условия для мошенников. Российское торгпредство работает над устранением этих пробелов, заявил торговый представитель РФ в Китае Алексей Груздев.
Власти РФ заявили о «развороте» на Восток на фоне ухудшения отношений с Западом, хотя чиновники не один раз подчеркивали, что смена «географии» естественна и издавна назрела, а азиатские рынки не заменят европейские. Но почти все страны, которые не присоединились к санкциям против России, посреди которых и Китай, готовы не только лишь занять освободившуюся нишу на нашем рынке, но вытеснить обычных поставщиков.
«Это не 'типо', а полностью настоящий и уверенно растущий энтузиазм. Вправду, ТЭК по-прежнему доминирует в наших торгово-экономических отношениях, но, совместно с тем, имеются довольно суровые проекты и в остальных областях», - произнес Груздев в интервью.
Уже реализуются проекты в области автопромышленности, в лесопромышленном комплексе, в строительном секторе, горнодобывающей индустрии, в сфере транспортной инфраструктуры.
Опаски и опасности
Торгпред перечислил ряд причин, тормозящих процесс. К примеру, руководители китайских компаний боятся нестабильной ситуации в РФ в сфере правового регулирования и защиты инвесторов, но торгпредство старается уверить их в обратном.
«Опасения китайских инвесторов во многом обоснованы недочетом объективной инфы. Мы часто проводим встречи с местными деловыми кругами, рассказываем о современных критериях и правилах ведения бизнеса в России, также о тех способностях, которые открываются для забугорных инвесторов», - произнес он.
Китайских бизнесменов также тревожут вопросцы регистрации бизнеса, налогообложения, поиска надежных и проф партнеров. Эта ситуация полностью зеркальна - российские компании часто также не обладают тонкостями ведения бизнеса в Китае, в особенности это касается малого и среднего бизнеса.
«В торгпредство часто поступают жалобы от компаний, российских и китайских, на недобросовестных контрагентов. Стоит оговориться: иногда предприниматели сами делают условия для мошеннических действий, не только лишь подбирая поставщиков через веб, да и заключая контракты средством электронной почты либо факса, не обременяя себя всесторонней проверкой благонадежности собственного партнера», - объяснил Груздев.
Потому на данный момент торгпредство делает базу данных надежных поставщиков и передает информацию заинтересованным российским и китайским компаниям.
Симпатичный IT-масштаб
Китайский рынок заманчив для России, сначала, своими масштабами - это наиболее 1,3 млрд потребителей. Темпы роста экономики Китая превосходят 7% в год, растет благосостояние населения, внутреннее потребление а, следовательно, и требования к качеству и обилию продуктов.
«На мой взор, в особенности любопытно российским компаниям быть может сотрудничество с Китаем в больших разработках. Китай владеет огромным опытом по внедрению и коммерциализации современных технологий, а у России - чрезвычайно неплохой задел в области научных разработок и базовых исследований», - считает Груздев.
Объединение усилий может сделать базу для разработки совместных товаров и продвижения их, в том числе, на рынки третьих государств. «Насколько мне понятно, в ближайшее время 'Роснано' и 'Сколково' существенно активизировали контакты с китайскими сотрудниками. Не исключается возможность сотворения совместных российско-китайских фондов для финансирования инноваторских проектов», - добавил он.
Есть перспективы и по совместным разработкам «железа», программного обеспечения, взаимодействие в области информационной сохранности.
«Еще одно направление - суперкомпьютеры. Китай активно трудится над созданием своей системы, на сто процентов автономной от западных технологий среды», - произнес Груздев. Серьезно продвинулся Китай и в разработке процессоров, серверов, операционных систем и прикладного программного обеспечения, часть оборудования уже поставляется в Россию.
Китайский расчет
По итогам прошедшего года 7% торговых операций меж российскими и китайскими компаниями производились в государственных валютах, а в приграничных районах - 18%. «В этом году наблюдается положительная динамика. Актуальность использования рубля и юаня во взаимных расчетах вырастет в текущей геополитической ситуации, позволяя понизить зависимость двусторонней торговли от валют третьих стран», - отметил торгпред.
Банковское общество активно подключается к обслуживанию таковых операций. Меж ведущими банками 2-ух государств установлены корреспондентские дела, прямые корреспондентские счета имеют наиболее 60 российских и 20 китайских банков.
Не так давно меж Россией и Китаем было заключено соглашение о денежных свопах объемом в 150 млрд юаней. В случае необходимости оно дозволит в сжатые сроки получить доступ к ликвидности в валюте одной из государств. Контракт о взаиморасчетах в государственных валютах уже действует, пара рубль-юань торгуются на Столичной бирже.
«Таким образом, нужная инфраструктура уже сотворена, ее необходимо лишь развивать и популяризировать надлежащие денежные сервисы. Еще пока почти все экспортеры и импортеры не осведомлены о том, как работает этот механизм, какие он дает выгоды. Тут еще предстоит работа и на уровне правительства, и самих банков», - объяснил Груздев.
Малый и средний бизнес уже начал употреблять эти способности. По большим проектам также рассматривается возможность перехода на национальные валюты, по целому ряду сделок идет соответственная экспертная работа, добавил собеседник агентства.
Аграрный карт бланш
Китайские аграрии обычно поставляют в Россию фрукты, овощи и рыбу. «Есть крупная заинтересованность в мясной продукции. Не так давно Россельхознадзор разрешил двум большим китайским производителям с севера-востока Китая поставлять в Россию мясо при соблюдении определенных критерий. На данный момент ведется работа по инспекции еще пары предприятий», - поделился Груздев.
Пока меж Россией и Китаем существует ряд барьеров в торговле сельхозпродукцией - чрезвычайно почти все товарные позиции взаимно закрыты, но Россельхознадзор во содействии с китайскими сотрудниками активизировал работу по анализу ситуации и устранению лишних ограничений, в особенности там, где они носят технический нрав.
«Зачастую были трудности в правильном оформлении нужных документов для начала процедуры допуска на рынок. На данный момент эти требования уточнены, ведется активная работа по целому ряду позиций. Потому я надеюсь, что скоро мы услышим о договоренностях по взаимному открытию рынка для новейшей продукции», - представил торгпред.
На прошлой недельке контролирующие органы России и Китая уже согласовали условия поставок российского зерна, экспорт может начаться в последнее время.
Скоростная инфраструктура
Кроме заинтересованности в проекте по возведению скоростной магистрали «Москва-Казань», китайские компании желают участвовать в строительстве шоссейных дорог, мостов на местности России, в особенности на Далеком Востоке.
«Причем китайские компании готовы предоставлять как сервисы по проектированию и строительству объектов инфраструктуры, так и по следующему управлению проектом на критериях концессии. Есть и компании, которые готовы выступать инвесторами таковых проектов», - произнес Груздев.
Очередное направление - это жилищное стройку, в том числе программа «Доступное жилье», которая реализуется в России. Китаю есть, что предложить в данной области.
Высший пилотаж
Принципиальные планы имеют Россия и Китай в авиастроении. По задумке, российско-китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет должен составить конкурентнсть мировым гигантам Boeing и Airbus - на данный момент идет глубочайшая стадия проработки этого проекта, подготовлен бизнес-план.
«Ведутся предметные консультации относительно того, что любая из сторон может привнести в этот проект, как будут распределяться роль и ответственность меж сторонами. Обозначены вероятные сроки вывода новейшего продукта на рынок - середина 20-х годов», - уточнил торгпред.
По строительству «тяжелого» вертолета также уже не 1-ый год ведутся активные консультации. Такие проекты требуют всесторонней проработки, потому что идет речь не только лишь о суровых финансовложениях, да и необходимости обеспечить гарантированный сбыт на рынке.
«Важно отыскать такие передовые технологические решения, чтоб самолет либо вертолет не растерял собственных конкурентных преимуществ на стадии разработки. Конкретно с сиим связан настолько долгий период консультаций», - напомнил Груздев.
Очередной проект касается региональной авиации. «Мы заинтересованы в продвижении самолета Sukhoi Superjet 100 на китайский рынок. Невзирая на то, что в Китае есть собственная программа разработки схожего по пассажировместимости и техническим чертам самолета, тем более, китайский рынок так велик, что эти два самолета полностью могут на нем уживаться», - уверен он.
Китайские региональные перевозчики проявляют определенный энтузиазм к российской машине. «Я не исключаю, что наш российский самолет может показаться в обозримом будущем на китайских авиарейсах», - считает Груздев. Навряд ли это произойдет ранее чем через год, потому что нужно провести суровую рекламную работу, решить вопросцы сертификации, послепродажного обслуживания, подготовки экипажей.
«Не стоит забывать, что это и коммерческие переговоры, тут вопросец цены чрезвычайно важен, но мне кажется, что все шансы на фуррор есть», - заключил торгпред.