Россия избавилась от комплекса ГКО

На этот раз при помощи ГКО планируется не латать экономные дыры, а всего только управлять короткосрочной ликвидностью Минфина, размер выпускаемых бумаг будет маленьким, а сама эмиссия - нерегулярной, так что аналогия с событиями 16-летней давности неуместна, считают их участники.

Уже в последующем году Минфин может начать располагать муниципальные короткосрочные облигации (ГКО). О этом вчера на заседании экономного комитета в Совете федерации заявила 1-ый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко.

«С этого года мы создаем репо overnight, размещение вольных средств бюджета на одну ночь (под залог ценных бумаг.- 'Ъ'). И, наверняка, будем снова восстанавливать по мере необходимости инструмент ГКО»,- цитирует агентство ТАСС госпожу Нестеренко. По ее словам, оба инструмента взаимосвязаны, ведь «когда ты имеешь возможность располагать средства на один день, необходимо еще иметь возможность на чрезвычайно короткое время занимать». Ассистент министра денег Светлана Никитина подтвердила «Ъ», что возможность выпуска ГКО дискуссируется, правда, пока лишь на теоретическом уровне.

Невзирая на то что у большинства российских людей ГКО крепко ассоциируются с дефолтом 1998 года, у этого инструмента еще наиболее богатая история. В феврале 1993 года Верховный совет России утвердил проект погашения части муниципального долга методом эмиссии муниципальных короткосрочных обязанностей, номинированных в рублях, со сроком обращения до 1-го года. 18 мая 1993 года был проведен 1-ый аукцион по размещению трехмесячных бумаг. Аукцион прошел безуспешно: при объеме выпуска 1 миллиардов руб. (до деноминации) банки прибрели бумаг только на 885,4 млн руб., другими словами наименее чем на $1 млн (курс бакса в то время составлял около 900 руб./$). Вообщем, новейший инструмент достаточно быстро захватил признание денежных институтов, тем паче что доходность облигаций довольно долго держалась выше 100% годовых. На конец 1995 года размер рынка ГКО-ОФЗ составлял 74 трлн руб., а через год - уже 241 трлн руб.

В 1996 году на рынок ГКО допустили иностранных инвесторов, хотя и с определенными ограничениями. А именно, приобретенные от погашения гособлигаций средства они могли вывести за предел не сходу, а с годовой задержкой. Потом эти ограничения были сняты.

Опосля президентских выборов доходность ГКО пошла вниз и к середине 1997 года достигла 17% годовых. Но азиатский кризис и падение цен на нефть до $10 за баррель подорвали и без того несбалансированный российский бюджет. Выпадающие доходы компенсировались за счет эмиссии долговых бумаг. На 1 января 1998 года общий размер по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272,6 трлн руб. К этому году рынок ГКО стал главным источником финансирования недостатка российского бюджета, что стало роковой ошибкой.

13 июля 1998 года правительство предложило обладателям ГКО конвертировать их в длительные денежные обязательства. Но сиим предложением пользовались держатели всего 10% ГКО. Другие сочли, что успеют выйти с этого рынка, погасив недлинные бумаги, доходность которых уже доходила до 140% годовых.

И просчитались: 17 августа правительство и ЦБ объявили дефолт по рублевым бумагам - о трехмесячном моратории на выплату банками долгов иностранным кредиторам и замораживании всех выплат по ГКО и ОФЗ до конца 1998 года. В итоге правительство с задержкой, но все-же вполне погасило ГКО лишь физическим лицам и немногочисленным паевым фондам, другие получили наименее 30% от номинала бумаг.

По другому как «пирамида ГКО» облигации короткосрочного займа после чего не назывались. Но страна недолго жила без этого денежного инструмента. Уже в конце 1998 года были расположены два выпуска ГКО, а с конца 1999 года их эмиссия вновь стала постоянной. Крайний аукцион ГКО был проведен в феврале 2004 года. В летнюю пору такого же года Минфин уменьшил програмку внутренних заимствований благодаря высочайшему уровню доходов бюджета и с учетом временного отказа от выпуска ГКО. Потом располагались только длительные облигации федерального займа (ОФЗ).

Опрошенные специалисты убеждены, что возникновение короткосрочных бумаг Минфина в текущих критериях вовремя. «Восстановление ГКО целесообразнее, чем повышение налогов, потому что это ведет к недовольству в бизнесе. Лучше прибегнуть к рублевым заимствованиям. А их нрав, длительный либо короткосрочный, необходимо определять в процессе работы. Это приведет к обилию инструментов на рынке»,- отмечает председатель наблюдательного совета банка ВТБ (в 1998 году - председатель Банка России) Сергей Дубинин.

По словам государя Дубинина, при помощи биржевого размещения ГКО можно отлично регулировать размер ликвидности, изымая либо привлекая ее. Не считая того, в критериях завышенной волатильности этот инструмент выгоден как Минфину, так и банкам, считает заведующий кафедрой фондовых рынков и денежного инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко, в 1998 году занимавший должность директора департамента операций на открытом рынке ЦБ.

«Это будет компромиссный вариант как для Минфина, который не желает завлекать средства навечно по высочайшим ставкам, ожидая их понижения, так и для банков, которые желают понизить риски»,- говорит государь Корищенко.

Не считая того, уже на данный момент понятно, что природа новейших ГКО будет не таковой, как в 1998 году. За год ранее Минфин употреблял эти инструменты в основном для покрытия экономного недостатка.

В 2015 году этот инструмент будет употребляться только «для покрытия собственных короткосрочных потребностей в ликвидности», выделили в Минфине.

«Инструмент не рассматривается как долговой - как источник покрытия недостатка бюджета, он не заменит остальные виды заимствований»,- отмечает Светлана Никитина, возникновение ГКО никак не воздействует на планы Минфина по размещению ОФЗ.

По ее словам, размещение ГКО может пригодиться казначейству два-три раза в году - в дни, на которые приходятся чрезвычайно огромные разовые выплаты и для которых необходимо повсевременно держать около 600 миллиардов руб. на счете федерального бюджета. «Введение такового короткосрочного инструмента дозволит нам понизить средний уровень остатков на счетах казначейства и больше средств расположить дополнительно на денежных рынках через депозиты казначейства в сделки репо»,- говорит госпожа Никитина.

Поверхностные ассоциации с 1998 годом не станут препятствием для банков при инвестициях в ГКО, убеждены специалисты. «Я не думаю, что кого-либо приостановят от покупки ГКО воспоминания о 1998 годе, так как предпосылки кризиса 1998 года были совсем иными. Вы же не откажетесь от покупки древесного дома лишь поэтому, что в 1812 году в Москве был пожар и вся Москва сгорела?» - рассуждает государь Корищенко.

Любовь Царева, Дмитрий Ладыгин