Коллегия Минкульта под председательством его главы Владимира Мединского поручила департаменту кинематографии министерства и Фонду кино до 30 декабря «проработать механизм равномерного выхода в прокат кинофильмов, сделанных при гос денежной поддержке и поддержке Фонда кино», говорится в размещенном решении. На прошлой недельке государь Мединский на встрече с журналистами уже указывал, что в России правительство никак не регулирует график выхода кинофильмов в прокат, тогда как, «к примеру, ежели в США выходит детский бестселлер, они переносят выход, условно, собственного кинофильма 'Горько-2'». Представитель Фонда кино был недоступен для комментариев. В Минкульте «Ъ» сказали, что профильный департамент «работает над поручением».
С ролью господдержки снимается подавляющее большая часть российских кинофильмов. К примеру, в 2013 году лишь Фонд кино поддержал создание 66 картин (к ноябрю 2014 года в прокат из их успели выйти наименее половины), было завершено создание 40 игровых кинофильмов, поддержанных впрямую Минкультом. Для сопоставления: по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в течение такого же года на экраны вышли всего 77 российских кинофильмов, которые собрали 8,131 миллиардов руб.
На долю картин, поддержанных Фондом кино, пришлось 6,798 миллиардов руб. из данной нам суммы. Общие кассовые сборы российских кинозалов с учетом иностранных кинофильмов достигли 44,726 миллиардов руб., другими словами на российское кино пришлось 18,4%. По данным Movie Research, толика российского кино в российском прокате по итогам 10 месяцев 2014 составила 19% по посещениям и 18,2% по кассовым сборам. К концу 2015 года стоит задачка достичь толики в 20%, заявлял ранее в интервью «Ъ» исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев.
Минкульт не в первый раз дает протекционистские меры для поддержки российского кино. Владимир Мединский, а именно, часто на публике выступает за введение квот на показ российских кинофильмов. Эта мысль дискуссируется уже пару лет: так, в 2012 году вице-спикер Госдумы Сергей Железняк предлагал законодательно закрепить долю российского кино на уровне 20% от всех сеансов в кинозалах, но отозвал законопроект из-за его противоречия политике ВТО.
Для Фонда кино и департамента кинематографии поручение создать механизм регуляции выхода релизов стало неожиданным, утверждает источник «Ъ», участвовавший в обсуждении инициатив. По его словам, к критике инициативы Минкульт не прислушался. «Государство пробует делать обязанности, которые традиционно находятся в ведении публичных или бизнес-структур»,- удивляется он.
Кроме летнего периода, когда в прокат выходят южноамериканские блокбастеры, и новогодних праздничков, релизы российских кинофильмов проходят довольно умеренно, суровой конкуренции меж ними нет, показывает исполнительный директор Movie Research Александр Лужин. «Смещение даты выхода авторитарным методом без учета инфы по конкурентноспособному окружению может в разы уменьшить посещаемость российских фильмов»,- подразумевает он. Инициатива регулировать график релизов - антирыночная мера, считает глава СТВ Сергей Сельянов. «Видимо, Минкульт считает, что лучше знает, как работает рынок и конкурентноспособное свита. Но не стоит забывать, что фактически в каждом российском кинофильме 50% и поболее составляют личные инвестиции»,- показывает он.
«Прежде чем механизм будет утвержден, хотелось бы, чтоб вопросец обсудили с отраслью»,- отмечает президент «Централ Партнершип» Павел Степанов. С иной стороны, потенциально мера вправду может упорядочить конкурентнсть в кинопрокате, считает он: прокатчики заблаговременно планируют даты выхода картин, и когда кто-то переносит релиз, участники рынка сталкиваются с увеличением конкуренции на данной для нас дате.
Сразу Минкульт опубликовал очередное решение коллегии - о модернизации единой федеральной автоматизированной системы сведений о показах кинофильмов в кинотеатрах (ЕАИС). Министерство желает «принять меры к стопроцентному подключению демонстраторов кинофильмов к ЕАИС для передачи инфы о проданных билетах». Из инфы на веб-сайте ЕАИС следует, что в системе учтены около 2 тыс. кинопоказчиков. Это 80-90% повсевременно работающих кинозалов, оценивают в Movie Research. Минкульт выдал своим департаментам поручения создать поправки к законодательству, которые дозволят усилить контроль над кинозалами, и активизировать вербование не подключившихся к ЕАИС кинодемонстраторов к административной ответственности. На данный момент им угрожают штрафы в размере 100-400 тыс. руб., а за повторное нарушение - 400-800 тыс. руб.
Елизавета Макарова, Анна Афанасьева