Новейшие правила призваны приостановить распространение конструктивных течений ислама. Они запрещают хоть какое финансирование мусульманских общин из-за рубежа. Представители Исламской религиозной общины Австрии утверждают, что планы правительства приведут к ущемлению их прав.
Ислам на официальном уровне был признан в Австрии еще в 1912 году. Закон о его статусе - Islamgesetz - приняли при императоре династии Габсбургов Франце Иосифе I опосля аннексии Боснии и Герцеговины для интеграции живущих там мусульман.
Закон гарантировал мусульманам широкие права вровень с католиками, евреями и протестантами: в том числе - право на исследование основ ислама в муниципальных школах.
Австрийская религия ислам
Карла Амина Багажати из Исламской религиозной общины Австрии говорит, что работающий закон послужил моделью для остальных европейских государств и внес большой вклад в ассимиляцию мусульман в австрийское общество. Благодаря этому мусульманское население ощутило Австрию истинной родиной.
«Закономерное следствие таковой политики - лояльность государству», - констатирует она.
На данный момент в стране проживает приблизительно 500 тыщ мусульман, составляющих около 6% населения. Большая часть из их имеет турецкие либо боснийские корешки.
По прошествии 100 лет с момента установления сегодняшних законов большая часть австрийцев признает, что пришло время адаптировать их к изменившимся реалиям. Но некие положения правительственного законопроекта вызвали споры, в индивидуальности - предлагаемый запрет на финансовую поддержку мечетей и имамов из-за границы.
В Исламской религиозной общине считают, что это нарушает принцип равенства конфессий. Но министр иностранных дел и интеграции Австрии Себастьян Курц уверен, что это нужная мера.
«Мы желаем, чтоб ислам в Австрии был конкретно австрийской религией. Каждый мусульманин в Австрии обязан иметь право на выполнение религиозных обрядов, но мы не желаем, чтоб на людей влияли либо контролировали их из-за границы», - заявил он в эфире местного радио ORF.
Очень не местные…
Дела меж мусульманами в стране и католическим большинством складываются нормально по сопоставлению с некими иными европейскими странами. Да и тут временами появляются трения.
Австрийская партия свободы, придерживающаяся очень правой идеологии, в ближайшее время становится все наиболее популярной. Ее фавориты предостерегают от «исламизации» страны.
На одном из недавних мероприятий Австрийской партии свободы член законодательного собрания 1-го из районов Вены Гельвиг Ляйбингер заявил, что почти все мусульмане, живущие в столице, очень различаются от остальных горожан.
«Их нельзя всеполноценно интегрировать в общество, так как их дамы прогуливаются в парандже либо в чем либо схожем. Они не желают быть австрийцами - они желают быть турками», - произнес политик.
Ближайшее время публичное мировоззрение тут взбудоражено к тому же известиями о том, что некие австрийские мусульмане уезжают на Ближний Восток и присоединяются к джихадистам в Ираке и Сирии. В их числе - две молодые жительницы Вены.
14-летняя Сабина Силимович и 17-летняя Самра Кесинович, родившиеся в семьях беженцев из Боснии, пропали из дома в апреле. Журналистам французского еженедельника Paris Match удалось с ними связаться средством смс-переписки. Девушки сказали, что вышли замуж за боевиков из «Исламского государства» в Сирии. В местной прессе их навали «красотками джихада».
Власти страны утверждают, что в общей трудности около 150 человек покинули Австрию, чтоб присоединиться к конструктивным группировкам наподобие «Исламского государства». В их числе - 44 гражданина Австрии.
Радикализация в исламской среде вправду является неувязкой, признает журналистка Гудрун Харрер из газеты Standard. Но это не имеет непосредственного отношения к пересмотру закона о правовом статусе мусульман, добавляет она.
Что касается радикализма, то он в Австрии даже посильнее, чем в остальных европейских странах, ежели соотнести число уехавших воевать в Сирию к общей численности населения страны. Но, по ее мнению, корешки данной нам задачи не в исламском обществе Австрии, а в притоке новейших мусульманских мигрантов из регионов наподобие Чечни.
«Хорошее осознание мусульманского вероучения не толкает вас к конструктивным идеям. К ним вас толкает недопонимание этого вероучения, отсутствие знаний», - считает публицист.
Равноправие не для всех?
Законопроект, предложенный правительством, критикуют не только лишь сами мусульмане, да и специалисты в конституционном праве. По мнению крайних, некие положения законопроекта можно счесть дискриминационными.
Доктор Стефан Хаммер из Института Вены считает, что хотя правительство и в праве пресекать злоупотребления при пожертвованиях мусульманам из-за рубежа, установить полный запрет на финансирование исходя из убеждений закона проблематично.
«Финансирование религиозных общин - их внутреннее дело. Это не означает, что правительство не может контролировать его вообщем, но вмешательство властей обязано быть пропорциональным», - говорит юрист.
Остальные общины, припоминает он, расслабленно получают финансирование из-за границы - к примеру Российская правоверная церковь. Потому, утверждает Стефан Хаммер, различный подход к разным конфессиям будет ошибочен.
«Это будет явное нарушение принципа равноправия», - говорит Хаммер.
Карла Амина Багажати из Исламской религиозной общины Австрии показывает на то, что правительственный законопроект исполнен духа недоверия - и сиим, боится она, могут пользоваться радикалы.
«Радикалы могут сыграть на чувстве идентичности мусульман: дескать, поглядите на европейцев, они никогда вас не воспримут, вы постоянно будете на обочине, потому присоединяйтесь к нам! Это чрезвычайно небезопасно. Мы должны посодействовать юным людям придти к собственной идентичности. Законодательное устройство страны - принципиальный фактор в определении своей идентичности. Законы помогали нам в этом ранее. И мы надеемся, что будут помогать и дальше», - отмечает она.
На данный момент законопроект проходит правовую экспертизу. Уже в этом месяце его могут поставить на голосование в австрийском парламенте. Некие мусульмане в Австрии молвят, что ежели соответственный закон будет принят, они обжалуют его в конституционном суде.
Бетани Белл, Би-би-си, Вена